Интернет-соревнования 2016 года

Большинство людей уверены, что умеют читать, поскольку овладели алфавитом. Но грамотность не равна умению читать, то есть быстро и правильно понять содержание печатного текста и составить о нем собственное мнение. Постиндустриальный век дал человеку много возможностей в получении информации, которых раньше не было: списать, скачать, скопировать. Интернет всколыхнул общество, и мы увидели новый срез моды, когда все чаще стали говорить об электронных библиотеках, о том, что скачивают много книг и обладают огромным цифровым богатством. С экранов компьютеров и телевизоров на нас бежит информационный поток, с которым мы пытаемся справиться. Входим в текст, словно в чужую обитель, и тут же выходим, не задержавшись для размышления. Скользя взглядом, выхватывая фрагменты мыслей и идей, мы, может быть, считаем, что нашли истину или хотя бы не утонули. Материала слишком много. Необходимость вынуждает нас проявлять изобретательность. Средства массовой информации оказывают нам ценнейшие услуги, занимаясь мониторингом всех новостей и выделяя из них ключевые сведения. Журналисты, пишущие для таких изданий, в первую очередь сами являются читателями. Они развили в себе навык чтения ради получения информации до уровня, значительно превышающего уровень среднего читателя. Они экономят наши силы, но не должны и не могут избавить нас от необходимости читать книги, понимать тех людей, которые старались донести до нас свои идеи, помочь соединить прошлое с настоящим для трансформации в будущее. Стеклянная броня электронного носителя информации становится в некотором смысле врагом человека. Дискретные поисковые запросы не заменят полноценного общения с книгой. Мы зачастую даже самим себе не можем сказать, что научились читать, понимать, что видим душу писателя, который донес до нас свой мир, свои переживания, свой опыт. Развитие навыков чтения у многих останавливается в шестом классе средней школы. Выпускники школы в среднем умеют читать не лучше шестиклассника. Школы плохо учат чтению. Одна из причин этого в чрезмерной специализации, заинтересованности в узком знании. На самом деле главной задачей образования должно быть развитие мышления, а не приобретение знаний, объем которых все увеличивается, а ценность все снижается. Фундаментом образования должны стать чтение и методика исследований - основные инструменты открытия нового. Еще одна причина плохого обучения в том, что искусство чтения практически утрачено. В прежние времена, до появления массового образования, основой обучения были логика, риторика и грамматика, на нюансах которых и строятся все правила чтения. Сейчас гуманитарные искусства не практикуются. Нередко даже студенты гуманитарных вузов не умеют понять смысл прочитанного текста. А ведь чтение - основа образования, процесса, который продолжается всю жизнь и ответственность за который несем только мы сами. Человек, не умеющий читать и не практикующий это умение, интеллектуально неразвит, он становится легкой мишенью для любой пропаганды, полуправды и манипуляции, с готовностью верит ложным авторитетам. И хуже всего то, что такую ситуацию трудно исправить самостоятельно. Трудно, но возможно. Единственный способ улучшать и продолжать свое образование и развитие - это научиться читать качественно и вдумчиво. Чтение, как любое сложное искусство, осваивается долгой практикой, но стоит потраченных усилий. Начинать следует с признания самому себе в том, что читать я не умею, но хочу научиться и понимаю, что это большая и трудная работа. Можно, конечно, попросить кого-то растолковать непонятную мысль или дать ссылку на ее популярное изложение в Интернете. Или вовсе пропускать сложные места, удовлетворяясь лишь тем, что понятно. Но все эти способы не могут дать желаемого результата. К успеху приведет единственный путь - читать многократно, опираясь на свой интеллектуальный потенциал, переходя от непонимания к все более полному пониманию. Книги, по которым мы учимся, могут быть разных типов. Один тип - учебники, курсы лекций, справочники. По сути это компиляция и пересказ чужих идей, для них в общем случае подходит и пассивное чтение. Другой тип - великие книги, или классика, они содержат оригинальные идеи и добавляют новое в фонд знаний, освященных традицией. Чтение таких книг требует внутренней дисциплины, активности мышления. Как же высвободить всю силу душевных способностей и умений, чтобы их читать, чтобы найти верную духовную установку и приобрести дар понимания произведения? Методологию, инструментарий, даже целую науку создали и продолжают разрабатывать отечественные и зарубежные исследователи и писатели. Существует несколько типов чтения в зависимости от его целей, сложности текста и степени активности читающего. Мы читаем либо для развлечения, либо ради познания. Чтение ради познания подразделяется далее на два вида: чтение для получения информации и чтение для понимания. Если мы овладели одним типом чтения, это вовсе не означает, что мы умеем читать и в других смыслах. Читая для информации, мы узнаем, отбираем и запоминаем факты. Чтение может происходить без усилий. Запоминание - только предпосылка к пониманию. Понять - значит не просто запомнить, но соотнести со своим эмоциональным опытом, вписать в собственную картину мира. Начитанность определяет количество знания, но не его качество. Нередко сложность текста превосходит уровень читателя, и последнему приходится делать интеллектуальное усилие для преодоления этого неравенства. Такое чтение требует максимальной активности и высокого уровня мастерства, которое превращает чтение в искусство. Читатели отличаются по уровню врожденных способностей к чтению: то, что одному дается легко, от другого может потребовать титанических усилий. Но сформировать у себя необходимые навыки и освоить искусство чтения может любой. Искусство чтения состоит из нескольких стадий, и для каждой существуют свои правила. Но мастера отличают навыки, то есть способность выполнять те или иные действия автоматически. Этого можно добиться только многократным повторением. Такова методика овладения любым сложным искусством. Обучение чтению отличается от обучения теннису или кулинарии только тем, что здесь необходимо более полное и глубокое понимание теоретических принципов, на которых оно основано. Можно научиться водить автомобиль, не понимая, как работает двигатель. Чтение - интеллектуальное искусство и требует некоторой теоретической подготовки. Но как вождению нельзя научиться, просто читая инструкцию, так и искусством чтения не овладеть без практики. Это тяжелая умственная работа, постоянное обучение, тренировка чувств и мышления, которую мы внутренне не осознаем. Это процесс, при котором разум человека преодолевает новые высоты исключительно в результате собственных усилий. Человеку, постигающему чтение, необходимы терпение, привычка и понимание, что наилучший результат достигается постоянными тренировками, как в спорте. Чтение научной литературы в широком смысле и чтение художественной литературы - две стороны искусства чтения, дополняющие друг друга. Хорошему читателю необходимо владеть навыками чтения обоих видов литературы. Они отличаются целями: художественная литература призвана доставить эстетическое удовольствие, научная - изложить и обосновать точку зрения на проблему, передать знания. Почти каждую великую книгу можно прочитать как научную и как художественную. Но смешивать эти два вида чтения не следует. Чтение книг разного типа осуществляется по своим правилам. Критерии оценки истины и красоты не совпадают. Хороший читатель всегда знает, какую книгу он читает и какова цель чтения. Есть три основных способа чтения нехудожественной литературы ради понимания. Первый способ - структурирующее чтение, или аналитическое. Второй - интерпретационное, или синтетическое. Третий - чтение критическое, оценочное. Каждый способ осуществляется по собственным правилам и предполагает выполнение ряда действий. Постепенно вы научитесь сочетать эти три способа, но на первых порах, если вы действительно хотите научиться читать, вам придется читать каждым способом последовательно. Первые два способа связаны между собой, так как они способствуют более глубокому пониманию. Правила чтения автономны, но действия вскоре сливаются как составляющие единого навыка. Третий способ меньше связан с первыми двумя, так как оценивать книгу можно только после полного понимания. Для правильного понимания следует читать книгу целиком, а не отрывки. Кроме того, книги существуют не изолированно каждая сама по себе, а во взаимосвязи, в едином историческом контексте, они были написаны авторами в определенной последовательности, могут перекликаться, полемизировать друг с другом или высказывать сходные мысли. Необходимо научиться видеть эти связи. Для расширенного понимания порой приходится прибегать к справочной и вспомогательной литературе (словари, энциклопедии, комментарии). Иногда необходимо обратиться к другим великим книгам. Для понимания некоторых книг требуется личный опыт. Итак, при первом прочтении книги применяйте правила структурирующего чтения. Во-первых, определите тип и тематику книги. Книги по разным дисциплинам используют разные методы. Они могут быть теоретическими, которые сосредоточены на формулировании проблемы, доказательстве истинности, и практическими, которые ориентированы на применение знаний. Второе правило - выразите основную мысль книги как можно более лаконично. Хороший автор информирует нас о сути книги сразу. Но поиск сути произведения - обязанность читателя, для исполнения которой необходимо прочитать книгу целиком. Вы можете воспринять ее не так, как задумал автор. Третье правило рекомендует рассмотреть структуру книги, определить количество основных частей. Перечислите их по порядку, проследите их взаимосвязь. По мере формирования навыков чтения эти действия будут производиться автоматически. Сформировав такое умение, в дальнейшем вы сможете использовать его избирательно. И четвертое правило структурного чтения - выделить проблемы, которые пытается решить автор. Проблема это вопрос, и книга содержит ответы на него. Они не обязательно сформулированы автором в тексте, это еще одна обязанность читателя. Далее вам предстоит второе прочтение книги - интерпретационное. Здесь правила следующие. Прежде всего, найти общий язык с автором. Выделить ключевые слова и определить их точное значение в данном контексте. Большинство слов автор использует с учетом их многозначности и зависимости от контекста, как все мы это делаем в обыденной речи. Но отдельные слова имеют особое значение. Это термины - основные единицы сообщаемого знания. Главная проблема плохого читателя - именно невнимание к словам. Поиск ключевых слов и их обдумывание требуют усилий. Но без понимания слов нельзя выйти на уровень мыслей. Значение терминов определяется, исходя из контекста, через значения всех других слов, которые не вызывают у вас затруднений и позволяют восстанавливать недостающие компоненты смысла. Кроме собственно терминов, автор может использовать синонимы. Иногда термины выражены не словами, а словосочетаниями. Второе правило интерпретации - найдите основные утверждения автора, выделив ключевые предложения. Наиболее важные утверждения содержатся в тех предложениях, которые вызовут у вас затруднения. Чтобы убедиться, что вы поняли смысл утверждений, попробуйте пересказать их своими словами. Если вы не можете подобрать другие слова, значит, не поняли смысла. Тогда вы не сможете увидеть связи этой книги с другими, где авторы делали сходные утверждения, но другими словами. Другой способ проверки понимания - проиллюстрировать утверждение собственным опытом или привести аналогичный пример. Третье правило интерпретации - проследите аргументы автора. Аргумент - это совокупность предложений, содержащая посылки и выводы. Добросовестный автор не делает пропусков в аргументации, часто он повторяет основные положения в конце раздела, чтобы читателю было легче следить за ходом мысли. Но читатель должен быть готов к тому, чтобы оценить качество аргументов, поставить слабые положения под сомнение. Четвертое правило - определить, какие из поставленных проблем автор сумел решить, какие новые проблемы возникли и насколько автор сам осознает, решены ли поставленные проблемы. Это правило не только объединяет первые три, но и связывает первое прочтение со вторым. Далее оценочное чтение, то есть за пониманием должно следовать формирование собственной позиции. Чтение - интеллектуальная беседа, в которой последнее слово остается за читателем. Здесь первое правило в том, что нельзя выносить собственного суждения, не завершив анализа и интерпретации. Убедитесь, что точно понимаете позицию автора, а не спорите с мнением, которое сами же ему приписываете. Подтвердить правоту автора, признать, что он научил вас чему-то, это тоже формы критической оценки. Но - второе правило оценки - если вы хотите спорить с автором, то основывайтесь на фактах и истинных суждениях. Не стоит спорить, если вы не уверены в своей правоте. И третье правило - обосновывайте свои критические суждения. Важно видеть разницу между мнением и фактом, знанием и предпочтениями. Практические книги отличаются тем, что не просто раскрывают суть явления, а показывают, как решить проблему при помощи действий. Бизнес, экономика, юриспруденция, медицина, техника - это практические области. Практическая литература, как правило, содержит элемент риторики - давая совет, автор хочет убедить читателя в необходимости ему следовать. Практические книги также бывают двух типов. Первые просто учат какой-то деятельности. Они дают советы, содержат инструкции и предписания. Второй тип книг посвящен принципам, из которых следуют те или иные правила. Они похожи на теоретические книги, потому что также содержат утверждения и аргументы. Разница состоит в том, что за этими утверждениями мы всегда стараемся разглядеть правила, понять, как реализовать эти правила на практике. Великие книги по этике, политике, экономике относятся к этому типу. При чтении практической книги читатель должен ответить на два основных вопроса: каковы цели автора и какие средства решения проблемы он предлагает. Автор практической книги часто стремится воздействовать не только на разум читателя, но и на его эмоции, побудить к действиям. Самый надежный способ защиты от агитации и недобросовестной риторики - осмысление, которое поможет вам оставаться беспристрастным. Поскольку в подобной литературе всегда существенную роль играет личность автора, вам может помочь дополнительная литература, знание его биографии и пр.