Интернет-соревнования 2017 года

С содержательной точки зрения образование, воспитание, обучение есть деятельность педагогов и учащихся по ознакомлению с нормами, по усвоению норм и подчинению им. Процессуальная сторона воспитания, обучения, образования тесно связана с нормами и в целом составляет определенную систему. В единстве своих содержательных и процессуальных аспектов педагогика как нормативная наука и практика полностью находится в пространстве культурных норм даже в тех случаях, когда выходит за их рамки, при неправильном воспитании, ошибках или проступках учащихся. В этих ситуациях возвращение к норме, более полное ее усвоение или наказание за ее нарушение имеют место в соответствии с тем или иным социальным стандартом. Педагогический процесс, имеющий своим содержанием и средством нормы, можно считать процессом нормализации. Педагогика способствует воспроизведению и развитию установленных обществом норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности личности и общества, здоровья и имущества, окружающей среды и качества жизни в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии. Миссия и оправдание существования педагогики состоит в профилактике и исправлении опасных отклонений от нормы в ее широком понимании. Нормализация как категория педагогики имеет своим содержанием регулирование в области воспитания, образования и обучения. Норма - основа бытия и познания. Мир законосообразен и может быть понят только как таковой. Стало быть, и ориентирование в мире, и понимание его норм - дело педагогики - сообразуется с его законами. Нормы суть отражение закономерностей и потому закономерны сами. В качестве руководящего начала, образца, эталона нормы необходимы, они пронизывают собой культуру и составляют ее основу. Не может быть речи об идеях и мнениях там, где нет общепризнанной высшей инстанции, которая бы ими ведала. Где нет норм, там нет и культуры. Когда все эти нормы, основные принципы разума и инстанции исчезают, исчезает и сама культура и настает варварство в точном значении этого слова. Любой язык невозможен без синтаксических норм и семантических определений. В мышлении как отражении закономерного мира правят логические нормы. Сама наука с определенной точки зрения есть система законов, норм. Так, астрономия - знание о законах строения, развития и движения космических тел. Существуют нормы и процедуры научного исследования. Развитие науки имеет свою логику. Основные положения классической механики суть нормы умозаключений. Например, природа всегда согласна сама с собой, поэтому следует приписывать те же причины того же рода проявлениям природы - дыханию людей и животных, свету кухонного очага и Солнца, отражению света на Земле и на планетах. В экономике доказана необходимость политических норм игры, их выработки и строгого соблюдения. Только такая постоянность обеспечивает условия для эффективной экономической деятельности. Существуют законы искусства, например, каноны. Обычаи есть совокупность неписаных норм поведения, сложившихся в обществе в результате их традиционного применения. Узаконенные установления, признанный обязательным порядок типичны для юридических норм, норм поведения, норм литературного языка, правил уличного движения. Правило есть род закона, закономерность, когда оно сочетает в себе алгоритм действий и точно предсказанный результат. Игры, спорт абсолютно невозможны без правил. Любой устав есть собрание норм, определяющих полномочия и порядок деятельности какой-либо организации. Страшно себе представить, что было бы, если в строительстве не придерживались бы правил и норм. Человек без политических и нравственных норм есть человек без чести. В основе норм лежит принцип, определяющий отношение к действительности, поведению и деятельности. Ближайшим и непосредственным образом норма проявляет себя в нормальности. Нормальность служит единственной возможной базой для диагностики. Диапазон нормы позволяет рассматривать пограничные случаи, равно как и сами отклонения от нормального. Норму в ее диапазоне задает законосообразная природа. Ее отражают правила, законы в какой-либо отрасли знания. Например, в биологии при стабилизирующем отборе выживают особи, близкие по своим признакам к среднему их значению, нормальному для популяции. Такой отбор может поддерживать признак в течение миллионов лет. Естественная норма есть допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и субъекта, не возникает препятствий для его развития. Соответствующий норме - значит здоровый, в частности, психически здоровый. Таково нормальное развитие. Нормальный - значит обычный, типичный, благополучный, естественный, привычный, не странный, правильный. Уравновешенный. Не чрезмерный. Не деланный, непринужденный, искренний. Но нельзя забывать, что нормальность как обычное состояние подвержена субъективным толкованиям и зависит от преобладания в статистическом множестве. Если все пьют, то непьющий ненормален. Кроме того, существуют и нормальные колебания. Например, колебания настроения. Нормальность всегда есть характеристика, лежащая в пределах нормы. Один и тот же ребенок - и жертва систематических избиений дома или в школе, и тиран, и хулиган. Воспитуемый легко переходит от одной роли к другой. Антонимы нормы - крайность, отклонение, нарушение. Изобретения, открытия, технические новшества всегда вовлекают в себя нарушение устоявшихся норм. При этом они могут быть плодотворными. Более того, без них невозможен прогресс. Вредные несоответствия норме сущего - это заболевания, психические расстройства, умственная отсталость, то есть патология, ненормальность. Второй класс вредных несоответствий норме сущего представляют собой разные виды неестественности. Переход за границы нормы ведет к патологии. Норма должного представляет собой предписание и эталон, образец поведения или выполнения, который является типичным для группы или общества. Норма - правило поведения в определенной ситуации, форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах. Например, норма веры как норма жизни. Или норма представительства - число депутатов, делегатов, представляющих установленное количество избирателей в выборных органах или на съездах, конференциях. Соблюдение норм обеспечивает предсказуемость жизни. Личные нормы должны проистекать из понимания сути вещей и дел. У человека волевое отношение может определяться понятиями как общими и постоянными нормами и принципами действия. Человек может подчинять не только чувственные влечения, но и все свои желания идее, может из многих предстоящих действий выбирать то, которое соответствует принятому или решенному принципу деятельности. Способность к такому выбору и принципиальному решению есть бесспорный психологический факт, но с этим фактом связан трудный вопрос о свободе воли. Нормы не должны становиться абсолютными догмами, принимаемыми за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Человек, живущий вне закона и права, пользуется умственной силой во вред другим людям. Вина предполагает моральную ответственность обидчиков. Вину нельзя вменить сумасшедшему, умственно отсталому. Чтобы возникла виновность, абсолютно необходимо сочетание добровольности совершения деяния, преднамеренной ошибки суждения, вменяемости, достаточной для констатации опасной неосторожности, небрежности, легкомыслия или злого умысла. Нарушение некоторых норм - преступление. Например, браконьерство есть нарушение норм охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира. В уголовном праве виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий или бездействия, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Вина и чувство вины играют важную роль в индивидуальной и общественной жизни. На всем существовании человека и жизни общества лежит печать той или иной трактовки вины и ее последствий. Это постоянный процесс, притом двусторонний, непрерывно подпитываемый извне. Уголовный закон всех времен и народов исходит из идеи устрашения наказанием. Но устрашение рождает устрашение. Преступники запугивают общество, а общество запугивает преступников. Обе враждующие стороны соревнуются в степени ужаса, который они сеют в стане противников. Усваивая нормы языка, мышления, поведения, малый ребенок непроизвольно знакомится с необходимыми условиями жизни. Правила детских игр служат ознакомлению его с нормами и их соблюдением. Нарушение игровых норм - первый опыт ребенка в обмане, хитрости. В педагогике норма есть соответствие наиболее здоровому типу роста и развития, соотнесенному с целями образования. Нормы - это основное содержание образования, обучения и воспитания. Многие из них становятся предметом преподавания и изучения. Знание основ наук и применение их на практике сводится к усвоению норм. Хорошими считаются плоды педагогики, которые укладываются в диапазоны нормы, не выходят за ее пределы. Педагогическая гигиена, во-первых, включает в себя профилактику серьезных отклонений от нормы, во-вторых, основана на поддержании и упрочении собственных результатов. Природа воспитания и обучения такова, что профилактика пронизывает собой все педагогические воздействия. Сообразно целям гигиены во многом определены архитектура и интерьер школьных помещений. Профилактика ошибок заложена в устройство педагогической среды, провоцирующей активность ребенка. В целях профилактики, а не только исправления действий воспитанников осуществляется педагогическое вмешательство в их жизнь. Задачей воспитания, в частности, является предупреждение преступного образа мыслей и опасных деяний. Цели образования и воспитания сами выступают как нормы. В обучении усвоение означает понимание, запоминание и умение применить усвоенные нормы в нужном случае. Конкретная цель и средство образования заключаются в том, чтобы подчинить формы обучения тем законам, по которым человеческое познание поднимается от чувственного созерцания к ясным понятиям. В воспитании усвоить - это значит сделать свойственным, привычным для себя.