Интернет-соревнования 2014 года

Сегодня миллионы туристов посещают величественные руины загадочных древнеиндейских культур Мексики и Перу. С удивлением они открывают для себя их замечательную архитектуру и скульптуру, изящные, выразительные статуэтки и ювелирные украшения из нефрита и золота, расписную и фигурную керамику. Люди, когда-то создавшие все это, были искусными земледельцами и ремесленниками, у них был составлен очень точный календарь, они пользовались сложным иероглифическим письмом, добились выдающихся успехов в астрономии, математике, философии. Более всего интересна самая загадочная сфера жизни древних индейцев - религиозные представления и обряды. Некоторые из известных: человеческие жертвоприношения, ритуальный каннибализм, умерщвление нарушителей ритуальных законов, суровые посвящения в мужчины, - и поныне порождают много сенсационных догадок. Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий. Обширные границы этой цивилизации являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племен. По мнению некоторых мексиканских исследователей, слово "майя" происходит от имени одного из божеств, другие же ученые полагают, что "майя" означает "земля без воды". И действительно, основная часть майя жила на полуострове Юкатан, самом засушливом районе Центральной Америки. Долгое время майя обожествляли солнце, луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и так далее. Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим представлениям майя. Согласно мифам майя, вселенная состояла из тринадцати небесных и девяти подземных миров. Имена обитавших в них божеств точно неизвестны. Боги - повелители небес постоянно враждовали с владыками подземного мира. Между небом и подземным миром располагалась плоская поверхность прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный мир - холодное и темное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души. Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю - это особое отверстие в земле в горах Гватемалы. По представлениям майя, во время своего путешествия по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку. Для этого на похоронах приносилась в жертву собака - поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди ждали и другие испытания: пять Домов преисподней, грозившие смертельной опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и так далее. В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее все слои небес, а рядом по сторонам света находились еще четыре древа: черное на западе, белое на севере, красное на востоке и желтое на юге. На этих деревьях располагались боги дождя, боги ветра и боги - носители или держатели неба. Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Например, майя имели одного бога дождя в четырех ипостасях: Красный бог дождя опекал восток, Черный - запад, Белый - север, Желтый - юг. Творцом мира майя считали бога Унаба. В священной книге говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы. В процессе превращения кукурузы в человека большую роль сыграл не только Творец - Великий Отец, но и Создательница - Великая Мать. Согласно более поздним верованиям майя, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды и три раза разрушался всемирным потопом. Вначале был мир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку еще не было создано Солнце. Когда оно впервые взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом. Последовавший затем мир был населен преступниками, которых смыл новый потоп. Третий мир оказался заселенным самими майя, однако также был смыт потопом. Четвертый мир населили люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее существовавших племен. К сожалению, им уготована та же судьба, потому что четвертый всемирный потоп неизбежен. Древние майя делили богов на доброжелательных и злонамеренных. Первые дарят дождь, обеспечивают урожай кукурузы, способствуют изобилию. Вторые заняты в основном разрушительной работой. От них исходят засухи, ураганы, войны. Видимо, к числу и тех и других можно отнести четырех богатырей, которым Творец после создания мира поручил встать в четырех углах вселенной и поддерживать небо. Пока держали - делали благое дело, но, когда начался потоп, испугавшись, братья бежали. Среди небесных божеств главным в пантеоне майя был Владыка мира - старик с беззубым ртом, орлиным носом и морщинистым лицом. Он считался творцом мира, богом Дня и Ночи, основателем жречества, изобретателем письменности. Большую роль среди божеств майя играл бог огня. Чаще всего он изображался стариком с огромным разветвленным носом в виде стилизованного знака огня. Особенно почитался бог кукурузы, имевший облик юноши в головном уборе, напоминающем початок кукурузы. Майя поклонялись богу планеты Венера, богу Солнца, богу долин, богу охотников и многим другим. Среди многочисленных женских божеств особенно почиталась Красная богиня. Ее часто изображали с лапами хищного зверя и змеей вместо головного убора. Другая весьма почитаемая богиня - Радуга - считалась супругой Владыки мира, а богиня Луны, была покровительницей медицины, деторождения и ткачества. Помимо главных божеств большую роль в религиозной жизни майя играли местные боги и вера в обожествленных предков и героев. Все эти боги были связаны только с созидательной работой, но не меньшей популярностью пользовался и бог смерти Ах Пуч. Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы - череп, а ребра и позвоночник обнажены. Майя имели и таких необычных для других народов богов, как, например, покровительница всех самоубийц. Чтобы добиться внимания богов, майя подолгу, иногда до трех лет, постились, не ели мяса, соли, перца и не использовали острую мексиканскую приправу. Поощрялось и половое воздержание. Правда, многие из этих ограничений касались лишь жрецов. Остальные люди имели большую свободу, но, находясь под огромным влиянием жрецов, стремились следовать тем же методам умилостивления богов. Майя обращались к богам с молитвой и прежде всего просили облегчить тяготы жизни, избавить от болезней, обеспечить урожай, удачу на охоте и рыбной ловле, способствовать успеху на войне. Связь с богами осуществлялась жрецами во время молитв и медитаций, а также путем "отправления посланников к богам", то есть жертвоприношений, в том числе человеческих. Огромную роль в ритуальной жизни майя играли гадания, пророчества и оракулы. К религиозным обрядам майя относятся и различного рода церемонии. Подготовка и проведение любой религиозной церемонии включали в себя по меньшей мере шесть элементов: предварительный пост и воздержание, выбор жрецом, находящимся в состоянии божественного озарения, наилучшего дня для проведения празднества, изгнание злых духов с места проведения праздника, окуривание идолов, молитвы. Кульминацией праздника было жертвоприношение. Обычно майя не прибегали к человеческим жертвоприношениям, ограничиваясь фруктами, животными, птицей, рыбой и различными украшениями. Однако в дни тяжелых поражений или громких побед в войнах со своими соседями, в период засухи и связанного с ней голода, во время эпидемий, то есть тогда, когда, по их представлениям, только боги способны предотвратить беду и послать удачу, - в жертву приносили или соплеменников, или захваченных в боях пленных. Существовало несколько видов жертвоприношений. Наиболее популярным и торжественным считался тот, при котором у жертвы вырывали сердце. Обычно жертву, покрытую лазурью, четыре вымазанных черной краской жреца в черных одеяниях клали навзничь на алтарь из яшмы. Майя считали, что несвернувшаяся кровь и бьющееся сердце - носители души, которая "отправлялась посланником к богам" с особо важными поручениями или просьбами. Поэтому сердце обязательно надо было вырвать очень быстро, чтобы успеть поднести его к статуе бога еще трепещущим. Кровью пульсирующего сердца жрец-прорицатель в плаще из алых перьев орошал изображение или статую бога. По другому ритуалу выбранную жертву привязывали к столбу на площади и неторопливо расстреливали копьями, либо из луков, как мишень. В начале ритуала строжайше запрещалось наносить жертве смертельную рану, так как приносимый в жертву должен был умирать долго и мучительно от общей потери крови, с которой душа "улетала" к богу. Наряду с грандиозными и торжественными всенародными праздниками-жертвоприношениями существовал и ритуал жертвования крови, не требующий гибели жертвы: ей надрезали лоб, уши, локти, протыкали щеки, нос и даже половой орган. Очень важен был обрядовый танец огненного очищения, обязательно совершавшийся в годы, которые считались по календарю майя самыми несчастливыми и опасными. Церемония происходила глубокой ночью, что придавало ей торжественность и создавало неповторимый эффект. Когда от большого костра оставались только одни пылающие угли, их выравнивали и разбрасывали вокруг. Процессию босых индейцев, идущих по углям, возглавлял главный жрец. Некоторые обжигались, другие сильно обгорали, а иные оставались невредимыми. Многие ритуалы сопровождались музыкой и танцами. В жизни майя значительную роль играли религиозно-светские центры в городах, древнейшие из которых сложились на рубеже новой эры. Центры городов украшали террасы, стелы и статуи богов. Но постепенно многие города были оставлены жителями и оказались разрушенными. Наступил закат цивилизации майя. Существует несколько научных гипотез, пытающихся объяснить гибель городов и упадок цивилизации землетрясениями, эпидемиями, войнами, снижением плодородности почв. Но истинной причины не знает никто. Цивилизация майя угасла.